Избранное сообщение

Once again on the DC/DC Сonverter for Clarion, McIntosh.

Проблема внешних блоков питания Clarion, McIntosh.         Как показала жизнь, практически во всех старых стоковых внешних блоках пи...

понедельник, 27 июня 2016 г.

Минусовой кабель усилителя к минусовой клемме АКБ?

     Как всегда - давно собирался написать про минусовой кабель и совсем кстати на форуме задали интересный вопрос, поэтому начал писать там, а чтобы  не потерять мысль - продолжу в блоге. На полноту раскрытия темы не претендую, да и я не инсталляторщик (только иногда рядом стою), но думаю, что пару советов никому не помешают.

    Это в первую очередь касается начинающих автолюбителей звука, кто не думая о последствиях (собственно, даже не зная о таких) советует/рекомендует/прислушивается/тянет минусовой провод от усилителя к минусовой клемме АКБ.  Опытным и старым автозвуковикам можно сообщение не читать, так как они про это всё знают. :)
    На многих ресурсах и форумах "советчики" с упорством, достойным лучшего применения, советуют, что оптимальным вариантом считается подключение усилителя именно непосредственно к клеммам АКБ. И только лишь для упрощения монтажа усилителя соглашаются, что минусовой провод можно подключить к корпусу авто, а не тянуть до минуса АКБ.
     То есть из этих советов получается, что подключение минусового провода к шасси автомобиля - это лишь просто упрощение! 
    Будучи обычным лицом (ГОСТ Р 58698-2019 (МЭК 61140:2016), пункт 3.32.), не разбираясь в электрике, не изучив ПУЭ 7, не заглянув в ГОСТы, не уточняя что за машина, что это за усилитель, что написано в мануале усилителя и т.д. и т.п. - БАЦ, и совет готов!
      А попытки на разных автозвуковых форумах профессиональными установщиками подсказать, что "минусовой провод не всегда можно и нужно прокладывать до клеммы АКБ.." - в лучшем случае игнорируются, в худшем - это высмеивается, типа ты дурак и ничего не понимаешь.



Заданный вопрос.


Вопрос на форуме звучал так:

Натолкнулся на непонятную для меня рекомендацию при подключении усилителя (автом. перевод):
14 • GND Разъем: НЕ подключайте этот терминал непосредственно к отрицательному
заряд батареи, но подключить его с помощью соответствующего кабельного участка, на чистую точку (т.е. нет краска) шасси автомобиля.
http://www.manualslib.com/manual/648978/Macrom-44-50.html?page=23#manual (Щелкнуть на 19-тую страницу, читать пункт 14).
Это в каких случаях применимо? И что будет, если GND Разъем этого усилителя через силовой кабель - подключить таки к минусу аккумулятора, чего так не советуют в инструкции?



Попробую кратко изложить ответ:


1. Все без исключения подтвердят тот факт, что производители автомобилей не тянут и не подсоединяют никаких заземлений оборудования на минусовую клемму АКБ. Есть только короткий кабель от клеммы АКБ на шасси автомобиля (иногда двойной кабель) и всё!!!! Остальное электрооборудование автомобиля, без всяких исключений, заземлено именно на шасси автомобиля.
2. Производители профессиональных аксессуаров для автомобиля (ресиверов, процесоров, усилителей, парктронников и т.д) также в своих мануалах по подключение к питанию подробно всё разрисовывают и подключение минуса рисуют именно к шасси автомобиля, но никак не к минусовой клемме АКБ. 
А почему? Да потому это небезопасно и во многих странах это запрещено на законодательном уровне, в противном случае такое устройство не пройдет сертификацию.

Суть запрета: если автомобильное устройство не имеет 100% гарантии, что минус питания никогда не сможет соединиться с шасси автомобиля любым способом или с помощью любого пути, то минус питания такого устройства нужно заземлять только на шасси автомобиля.

Немного как-то голословно я написал... - типа во многих странах не пройдет сертификацию... бла, бла, бла. Но и разобраться неспециалисту во всех зарубежных автомобильных стандартах AVSQ, EAQF, VDA 6.1, QS-9000, ISO/TS 16949 и т.д. и  т.п - тяжеловато.

Давайте далеко не ходить за границу и посмотрим, что же сказано об этом, например, в ГОСТ 3940-2004 или ГОСТР 52230-2004 ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ АВТОТРАКТОРНОЕ (в старом ГОСТ 3940-84 это был пункт 1.5.).

Читаем пункт 4.5. ГОСТ 3940-2004:

4.5 Изделия электрооборудования следует конструировать для работы по однопроводной схеме, в которой с корпусом машины соединены отрицательные выводы источников питания. По согласованию между изготовителем и потребителем допускается изготавливать изделия, у которых от корпуса изолированы оба электрических вывода.

То есть здесь ключевые слова: следует и  по однопроводной схеме
Ну нет в ГОСТах никаких упоминаний, что стандартные изделия автомобильного электрооборудования могут подсоединяться по двухпроводной схеме , а тем более, чтобы минусовой вывод изделий подсоединялся к минусовой клемме АКБ. Подсоединяться по двухпроводной схеме могут лишь только специально изготовленные для этого изделия!
Таким образом автомобиль, в котором установлен усилитель,  в инструкции которого (усилителя) не разрешено минус подсоединять напрямую к минусу АКБ, а он будет подсоединен - однозначно не должен быть допущен к эксплуатации!

Так почему-же небезопасно подсоединять минусовой силовой кабель усилителя напрямую к минусовой клемме АКБ?

1. При запуске двигателя пиковый ток АКБ через соединение минус АКБ - шасси автомобиля достигает нескольких сотен ампер, во время зарядки ток через АКБ легко достигает 20-30 ампер, автомобильные потребители - фары, печка, обогрев стекол и т.д. - где ток может достигать 40-60 ампер. И если вдруг оборвется стоковый минусовой кабель АКБ на шасси автомобиля (или будет банальный окисленный плохой контакт на клеммах АКБ), а устройство (усилитель и иное) подсоединенное напрямую к минусу АКБ, и по какой-то причине будет сидеть/подсоединено на/к шасси автомобиля (или самостоятельно проложенный минусовой кабель тупо где-то замыкает на шасси автомобиля), тогда весь ток пойдет по этому минусовому кабелю.. и если кабель будет недостаточного калибра, или однозначно найдется что-то слабое внутри устройства... это всё может привести к возгоранию этого кабеля или устройства, и как следствие - к пожару в автомобиле. 

Есть достаточное количество усилителей у которых корпус напрямую соединен с клеммой GND и это легко проверить прозвонкой.
А кто уверен в том, что с минусовым проводом заземления АКБ никогда не бывает проблем, может набрать в любом поисковике фразу - греется минусовой провод аккумулятора.

Таким образом, минус АКБ должен быть подсоединен к шасси автомобиля достаточным калибром (с учетом доп. оборудования), а все оборудование, в том числе и дополнительное, должно заземляться только на шасси автомобиля. 
Это единственный безопасный способ подключения, если поставщик оборудования не дает 100% гарантии, что через оборудование никогда не будет соединения минуса питания с шасси автомобиля.
Что собственно и описано в инструкции к усилителю MACROM 44.50 и разрисовано на картинках по подключению всего остального подобного автомобильного оборудования.

2.  Про дополнительный (дублирующий) кабель от минуса АКБ на шасси автомобиля.
Есть некоторые картинки, которые необходимость подсоединения дополнительного минуса от клеммы АКБ на шасси автомобиля объясняют тем, что стоковый минусовой провод типа может даже загореться, если вдруг плюсовой провод замкнет на кузов автомобиля. 

 На самом деле (как нарисовано на картинке, то есть с предохранителем до 150-200 ампер), ничего страшного не произойдет, так как даже в машине с самым слабым двигателем, где главный предохранитель стоит на 80-100 ампер, но там на стартер кабель идет напрямую, без предохранителей. А даже слабенький стартер бензиновых двигателей летом потребляет в пике 100-150, а зимой до 300-400 ампер, поэтому минусовой провод с клеммы АКБ на шасси автомобиля даже сечением 9 мм.кв. спокойно выдержит такой ток, чтобы успел перегореть 150-200 амперный предохранитель. Кабель  сечением 9 мм кв. перегорит (расплавится) только тогда, когда через него в течении 10 секунд будет проходить ток от 500 ампер и выше.  Обычно стоковые минусовые кабеля АКБ для легковых отечественных автомобилей сечения начинаются от 10 мм кв., грузовые  от 35 мм кв.  
В импортных автомобилях... да по разному - например, в Мазда 3, где стартер и генератор подсоединены через главный предохранитель номиналом 150 А, сечение минусового жгута при этом составляет 16 мм.кв. 


Таким образом:
- В случае подключения усилителей плюсами и минусами от АКБ (двухпроводное подключение), штатную массу можно не дублировать при условии, если номиналы предохранителей не превышают номинал предохранителя,  предусмотренного на штатном плюсе на стартер,  т.е. 150 ампер в случае с Мазда 3.
- В противном случае - либо дублируем штатный минус кабелем равным по сечению плюсового кабеля доп. оборудования, или убираем штатный и ставим кабель равным по сечению стокового минусового и плюсовых кабелей на доп. оборудование.
Корпус усилителя при этом должен быть надежно изолирован от шасси автомобиля (о чем  часто и указывается в мануале усилителя).

3. Также напомню известные всем правила по минусовому кабелю:
- Сумма сечений минусов не должна быть менее сумм сечений плюсов. Больше можно.
- При подключении минуса несколькими кабелями, сечение любого минусового кабеля не должно быть меньше сечения любого плюсового кабеля. Больше можно.

Иногда в мануалах к усилителям есть прямое указание о запрете подсоединения к минусовой клемме АКБ, как в случае с MACROM 44.50, или вот так написано в мануале на усилитель Blaupunkt GTA 270 SFОбычный минусовой кабель надежно привинтить к точке соединения с массой (кузов, автомобильный лист) (не к минусовой клемме аккумулятора).

Обычно в мануалах усилителей пишется вот такая стандартная инструкция : Кабель заземления должен быть соединен с центральной землей в опорной точке. Опорная точка (она находится там, где отрицательная клемма батареи заземлена на металлический корпус транспортного средства), или в  месте с обнаженным металлом на шасси транспортного средства, то есть области, которая была очищена от всех остатков краски.

Я уж так специально не отслеживал по мануалам усилителей - но лишь пару раз встречал в мануалах, что минус усилителя можно подключать к минусовой клемме АКБ. 

Например усилители  FOCAL серии FOCAL POWER SYMMETRIC. Там в мануалах есть такая запись: ....Если Вы сомневаетесь в том, что выбранная точка заземления оптимальна, подключите минусовую клемму усилителя (GND) прямо к минусовой клемме аккумуляторной батареи.
Значит здесь производитель на 100% уверен,  что через его усилитель никогда не будет соединения минуса питания с шасси автомобиля.


Если кто ещё видел в мануалах, что производитель разрешает подключать минус усилителя к минусовой клемме АКБ - напишите мне об этом (с указанием точного названия этого усилителя).

По моим ощущениям - практически в 99% от всех выпущенных усилителей, производители не указывают на возможность  подключения минуса питания напрямую к минусовой клемме АКБ.



Как это правильно сделать.

Может и повторюсь... - да, бывают случаи, когда есть необходимость проложить отдельный минусовой кабель к клемме АКБ.., но эти случаи очень и очень редки. Как правило, это или очень старые автомобили или очень новые автомобиличастично-алюминиевыми кузовами и т.п.), серьезная проблема с наводками, или есть реально сделанные измерения, что шасси авто никуда не годится, как минус. Про SPL инсталлы - это отдельная тема и там ребята сами знают что делать и как делать, так как их токи не каждое автомобильное шасси выдержит..

В остальных случаях достаточно подвести минусовой кабель как минимум до ближайшего толстого места на шасси или как максимум до точки, где отрицательная клемма АКБ заземлена на металл шасси автомобиля.

Длина кабеля.

Очень часто начинающие "инсталляторы", прокладывая минусовой кабель, совершают много ошибок, которые не столько улучшают, сколько ухудшают питание аппаратуры, так как забывают, что стандартные расчеты (или специальные таблицы) подбора сечения и длины силового кабеля тут напрямую не подходят.
Обычно все расчеты в таких таблицах делаются исходя из того, что на такой-то длине кабеля, при таком-то токе, падение напряжения на самом кабеле не будет больше 0,5 вольта (если точнее, то тут ограничение по максимальной токовой нагрузке для гипотетического кабеля в неизвестной, но качественной изоляции), подразумевая, что в эту длину кабеля входит и заземление (то есть минус питания будет заземлен совсем рядом с усилителем).
При отдельном минусовом кабеле от АКБ, длина кабеля будет в два раза больше и понятно, что надо будет использовать кабели толще.
Для примера возьмем любую таблицу: при токе 50 ампер и длине 5 метров по идее надо использовать 4Ga. А если будет минусовой кабель от клеммы АКБ, то теперь надо будет использовать кабель 2Ga.
С минусовым кабелем и разумной достаточностью (цена и конструктив/инсталл).. при использовании стандартного силового кабеля 0Ga, при длине кабелей 4 метра (общая длина получается 8 метров), мы ограничены максимальной токовой нагрузкой кабеля в 170 ампер (90 градусов), то есть в таком случае можно ставить аналоговые усилители на суммарную выходную мощность 1000-1200 Вт...  далее потери на кабеле уже не будут минимальны.

Выбор калибра минусового кабеля.

Также не забываем, что именно по минусу питания образуются так называемые "земляные петли" (паразитный контур) и из-за этого в полезном сигнале появляются наводки ... - и тут требования одинаковые, что к разводке земли по питанию, по сигнальной земле внутри усилителя, головы, процессора.. и т.д, так и к разводке земли по питанию самой аппаратуры: минус на аппаратуру должен расходиться с одной точки (с места на шасси, с минусового дистрибьютора), быть как только можно коротким и толстым, то есть иметь максимально минимальное сопротивление.

Поэтому правильным решением при организации питания двумя силовыми кабелями усилителя (в мануале которого производитель не указал, что можно подсоединяться к минусовой клемме АКБ), будет вариант, когда минусовой кабель выбирается с максимальным сечением, которое только можно выбрать, проложить и подсоединить, и максимально коротким, то есть проложить его максимально напрямую и подсоединять его не к клемме АКБ, а подсоединять к месту, где отрицательная клемма батареи заземлена на металлический корпус транспортного средства. Корпус усилителя при этом должен быть надежно изолирован от шасси автомобиля. 

Плюсовой кабель выбирается по необходимому максимальному току для усилителей, а предохранитель устанавливается такого номинала, чтобы защитить кабель от возгорания (с учетом калибра и длины установленного минусового кабеля).

Чтобы не терять напряжение на соединениях в точке заземления около АКБ, обычно опытные инсталляторы просто зачищают оболочку кабеля на нужном расстоянии от клеммы АКБ до места где будет заземлено на шасси автомобиля, загибают зачищенный отрезок под 180 градусов и вставляют в подходящего диаметра кабельный наконечник и обжимают (если нет прес клещей для опрессовки, то используют болтовой наконечник). Таким образом путь минусового кабеля безразрывно становится таким: клемма АКБ, совсем рядом заземление наконечника на шасси автомобиля и далее кабель тянется к минусовой клемме усилителя или минусового дистрибьютора. 



Предохранитель на минус не нужен!

Лучшая масса.


А в целом дело обстоит так, что именно шасси автомобиля является самой лучшей массой и проводником для заземления всей аппаратуры.

Считаем:

Предположим мы проложили медный минусовой кабель первым калибром (1Ga). Диаметр кабеля 7,348 мм, сечение 42,4 мм кв, сопротивление 0,4066 мОм/м, длина кабеля 3 метра.. Итого 0,4066*3= 1,22 мОм. С учетом переходных сопротивлений в клеммах, наконечниках и т.д. - меньше 1,6 мОм не будет.

Предположим, что толщина стального листа в машине на днище составляет 0,7 мм, и возьмем ширину этого листа 120 см, длина 3 метра.

Cчитаем сечение 0,7*1200= 840 мм кв и его сопротивление получается: 3*0,098/840 = 0,35 мОм, а если посчитать лонжероны, стойки, крышу.. то сопротивление будет еще раза в три меньше, но учитывая переходные сопротивления в запрессованных гайках, в точках заземления, клемме АКБ, малая площадь подсоединения заземления, точечная сварка сборных элементов кузова .. и т.д., то сопротивление примерно так и останется 0,3 миллиома.



То есть сопротивление через шасси машины, как минимум в пять раз меньше, чем по медному кабелю 1Ga.

Или по другому – чтобы медный минусовой кабель был хотя бы равен по сопротивлению шасси машины, то тут надо применять,… как минимум калибр 6/0Ga. Другими словами - кузов автомобиля соответствует медному кабелю сечением 140-150 мм2.


Надеюсь доходчиво… - хотя переубедить многих, кто считает, что минус по меди это лучше, чем по стали – мне так и не удалось. Им плевать на то, что пишут в своих инструкциях производители аппаратуры, они не ставят даже предохранителей, а от тех предохранителей, которые уже стоят - избавляются и ставят перемычки, усилители ставят кверху ногами.... бывает, что силовые кабеля проводят по днищу автомобиля (так как внутри плохая электромагнитная аура)... и т.д. и т.п. Не помогает даже простейший пример с нагрузочной вилкой на 200 ампер - тыкаю плюсовой кабель и на корпус машины (Volkswagen Vento) - напряжение 12,1 вольт, тыкаем к плюсовому и минусовому кабелю - 11,8 вольт... - но, даже видя разницу в напряжениях, всё равно твердят о чистейшем пути, по которому потечет ток в случае применения прямого "минуса" отдельным кабелем.
Я так думаю, что это просто душит жаба, так как сознаться в том, что затратил кучу денег, а сделал только хуже - оооочень непросто. Но это не моя проблема.

Просто конкретный пример.

Силовые кабеля бывают разные, в том числе и огнестойкие, которые могут нагреваться до 250 градусов... и это не предел.
Обычные кабеля в поливинилхлоридной оболочке или в разных других полимерных изоляциях рассчитаны на длительно допустимый нагрев 70-80 градусов. Вот отсюда и вытекает максимально допустимый ток через кабель. Запустить-то можно ток с плотностью и 10 и 15 а/мм.кв... только вот кабель, если на это не рассчитан - нагреется и загорится.
Обычно везде считается, что максимальное падение напряжения на кабеле не должно превышать 0,5 Вольт - это такое типа международное требование. Ну и что? Мы разве должны выполнять это требование? Ведь мы же стремимся к максимуму качества звука! Поэтому, как для себя любимого, если уже и прокладывать кабеля - то нужно брать такие кабеля, чтобы на них упало 0.3.. или даже 0,1 вольта! 
Но тут дело совсем не в том, что это делается для себя любимого. Многие  чисто интуитивно чувствуют, что где-то есть подвох с этими 0,5 вольта, поэтому и выбирают кабеля потолще. А подвох есть, и он совсем не в кабеле. С кабелями все честно - есть сопротивление, есть ток, есть падение напряжения. Все совпадает и в теории и на практике.
О подвохе читайте в конце сообщения, а сейчас анализ инсталла как-бы по "типовому" варианту с двумя кабелями.

По советам на форумах,  владелец автомобиля проложил два силовых кабеля 1GA к клеммам АКБ .
Считаем:
Усилитель на 4 канала, выдает на максимуме 4*100 Вт, потребляя при этом 800 Вт. Ток при этом 800/12=67 ампер.
Как я уже приводил расчет выше - сопротивление кабеля длинной 3 метра 1GA составляет 1,22 мОм. Если добавить еще минусовой кабель длиной 3 метра, то общее сопротивление будет 2,44 мОм и на силовых кабелях (с учетом переходных сопротивлений клемм и т.п., но пока без учета предохранителя) упадет напряжение примерно 0,2 вольта.
Если минусом взять шасси автомобиля, то сопротивление линии питания было-бы в этом случае примерно 1,9 мОм и там упадет 0,13 вольта.
Стоит-ли из-за этих 0,07 вольт так сильно беспокоиться? 
До 0,5 вольт все равно еще ой как далеко, так как кабели взяты уже с большим запасом.
Но в дальнейшем владелец планирует добавить в систему сабовый усилитель на 500 Вт., значит 1000, значит ток 80 ампер и тогда на максимальной громкости у нас получатся такие падения напряжений:
- двухпроводная силовая линия - 0,47 вольт
- однопроводная (минус через шасси) - 0,28 вольт
Тут уже разница существенней, хотя как-бы и не смертельная, да и КПД я брал тупо 50%.. реально у разных усилителей АВ класса КПД может быть 40-60%, у усилителей D класса 70-90%...

Но все равно возникает вопрос - а зачем вообще в данном случае надо было прокладывать минусовой кабель? Он непонятно, что "улучшил" в питании с одним усилителем, а с двумя усилителями питание для усилителей будет только хуже!


И еще пару советов и про подвох.

Понятно, что никто не читает инструкций, как к самой аудиоаппаратуре.. да собственно и инструкции по эксплуатации самого автомобиля не все читают,  а тем более ГОСТов..... да и вообще сейчас мало кто читает книжки.

Например, изготовление минусового заземляющего кабеля от клеммы АКБ  на шасси автомобиля.
Чего уж проще - берем кусок кабеля нужного калибра, берем кабельный болтовой наконечник, и  если есть обжим, то обжимаем, а если нет обжима (что случается чаще) - то мощным паяльником припаиваем кабель к болтовому наконечнику и далее наконечник прикручиваем болтом на шасси автомобиля и зажимаем второй конец в покупной минусовой аккумуляторной клемме.
Делов-то, умеючи, на полчаса.
Оно-то все так, но неужто сделанный кабель ничем не отличается от минусовых кабелей фото которых  есть самом начале сообщения?

Рассмотрим этот вопрос более пристально.
Есть такой ГОСТ 23544-84 "Жгуты проводов для автотракторного электрооборудования".
Так вот там подробно описано какие провода, каких марок... и т.д. и т.п можно использовать в автомобилях, и в частности вот что там написано по жгутам и наконечникам:

2.3.2. Армирование проводов наконечниками должно производиться методом холодного опрессования без пайки или с последующей пайкой.
Армирование проводов для аккумуляторных батарей и стартеров должно проводиться литьем под давлением припоем марки ПОССу 4-4 или, по согласованию с потребителем, методом холодного опрессования без пайки или с последующей пайкой.
Допускается для жгутов первой категории качества армирование проводов наконечниками методом пайки. Для пайки должен применяться припой марки ПОС-40 по ГОСТ 21930 и ГОСТ 21931.
Допускается по согласованию с потребителем применение припоя марки ПОС-30, а для пайки наконечников аккумуляторных батарей припоя марки ПОССу 4-4 или ПОССу 18-2.
По согласованию потребителя с изготовителем допускается применение припоя других марок.
Применение при пайке кислотных флюсов не допускается.

Я специально выделил жирным шрифтом, что в жгутах высшей категории армирование проводов для АКБ (более подробно это описано в ОСТ 37.003.041-78) должно проводиться или литьем под давлением или холодным опрессованием! 
И только жгуты первой категории, которые применяются уже внутри автомобиля - паяются припоями ПОС 30.. 40 и т.д., но отнюдь не ПОС-60 или ПОС-61 !!!
То есть, в целях надежного соединения и пожарной безопасности, обыкновенные наконечники должны паяться припоем с температурой плавления 270 градусов, а ни в коем случае припоем ПОС-60 или ПОС-61 температура плавления которого 180-190 градусов. Да и вообще у ПОС-60,61 удельное электрическое сопротивление одно из самых плохих из всех припоев!!! Удельное сопротивление припоев  ПОССу 4-4 или ПОССу 18-2  в 1,5 лучше, чем у ПОС-60 !
А если глобально - то удельное электрическое сопротивление оловянно-свинцовых припоев в десять раз хуже, чем меди... даже  у железа в полтора раза лучше проводимость!
Но весь смысл применения припоев с более высокой температурой плавления в том, что если по каким-то причинам такой наконечник разогреется до температуры плавления припоя, то медь начинает медленно растворяться в припое.. собственно именно так устроены многие предохранители, где на медную проволочку посередине размещается маленький шарик припоя.... - это уже почитаете сами.
Также кратенько  обратимся к ГОСТ, которые оговаривают электрические соединения и  посмотрим что там говорится о соединениях. 
Смотрим, к примеру, ГОСТ 10434-82 Соединения контактные электрические. 
В таблице 8 - температура медных соединений не должна превышать 135 градусов.
Пункт 2.2.6. После режима сквозного тока (КЗ) контактные соединения не должны иметь механических повреждений, препятствующих их дальнейшей эксплуатации. Температура контактных соединений в режиме сквозного тока не должна быть более 200 °С у соединений проводников из алюмомеди, алюминия и его сплавов, а также у соединений этих проводников с медными, 300 °С - у соединений медных проводников и 400 °С - у соединений стальных проводников.

То есть даже при выдерживании всех условий ГОСТ температура соединений медных проводников на максимальных токах может достигать 135 градусов, а по жизни (в процессе эксплуатации из-за окислений и т.п.) легко запрыгивает за 200 градусов, что превышает температуру плавления мягких припоев.

Также ради интереса прочитайте рекомендации по выполнению электрических соединений с помощью пайки в Техническом циркуляре РОСЭЛЕКТРОМОНТАЖ № 32/2012 «О ПРИМЕНЕНИИ ПАЙКИ В ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЯХ».

Ну и кто специально сбегал в магазин и купил сурьмянистый припой ПОССу 4-4 или ПОССу 18-2, чтобы припаять наконечник для АКБ? 
Многие на форумах или своих блогах прямо так откровенно и пишут, что при изготовлении дополнительного минуса для АКБ и силовых кабелей применяли именно ПОС-61! А ведь даже переходное сопротивление наконечника припаянного припоем ПОС-60 будет в 1,5 раза хуже, чем припаянного припоем ПОССу 4-4 !

Вот почему, когда  в результате вибраций в двигательном отсеке трескается пайка, и/или такой наконечник разогревается в результате больших токов (а он будет греться по любому - читаем ниже), легкоплавкий припой растворяет медь, контакт становится еще хуже и в результате вообще пропадает соединение минуса АКБ с массой автомобиля. 
 
По поводу жгутов первой категории качества с припаянными наконечниками - это один из плохих вариантов заделки наконечников.
В этом же ГОСТ 23544-84 есть раздел по надежности:
2.11.1.    Минимальная наработка должна быть равна:
9000 ч  - для жгутов высшей категории;
3000 ч  - для жгутов первой категории, прокладываемых в моторном отделении, 5000 ч - для остальных жгутов.

То есть, самое минимальное падение напряжения и самый надежный жгут с наконечником, который был армирован литьем под давлением или методом холодного опрессования.

И не смешите мою маму думая, что на заводе, который выпускает жгуты,  сидят рабочие и опрессовывают наконечники ручными клещами.... там совсем другие усилия опрессования и методы контроля качества жгутов. Поэтому если и изготавливать самостоятельно жгут для АКБ и усилителей, то для опрессования наконечников использовать гидравлические пресс-клещи с гексагональным обжимом, с усилием от 7 тонн и выше.
Испытание разных наконечников.
А как вообще правильно оценивать качество опрессовки и припайки  наконечников, разных разъемов и т.д. - описано в стандарте PC/WHMA-A-620 Requirements and Acceptance for Cable and Wire Harness Assemblies (Требования и критерии приемки для кабелей и монтажных жгутов в электронных сборках), который разработан организациями IPC ( Ассоциация Connecting Electronics Industries) и одобрен ANSI (Американский национальный стандарт) в 2002 году.
 

Переходное сопротивление кабель-наконечник, предохранители и вообще...

Для понимания того, сколько-же мы теряем на соединениях.

Сначала смотрим теорию... в том же ГОСТ  23544-84 при приемке жгутов с наконечниками армированных методом холодного опрессования проводятся испытания и в таблице № 1
указаны допустимые падения напряжений.

Жгут 35-50 мм кв при токе 200 ампер, падение напряжения 20 мВ, значит сопротивление 
составляет 0,1 миллиом. 
Посчитаем сколько мощности будет рассеиваться на таком идеальном соединении в лучшем случае (пока оно новое):
Р=200*200*0,0001= 4 Вт.

    Приведу данные по моим экспериментам с жгутами 35 мм кв. и разными наконечниками при 200 амперах (измерения проводились на специальном стенде постоянного тока при напряжении 27 вольт... подсоединял жгут, выставлял ток 200 ампер и вольтметром В7-16А измерял падение напряжение на  зажатом гайкой наконечнике (на медной шине со штырем диаметром 6 мм) и началом кабеля около наконечника.). 
Типичные схемы проведения испытаний падения напряжения на разных наконечниках: 



     

          И сразу скажу, что все подобные измерения "автозвуковиков"... - типа на полной мощности на звуковом материале, с помощью токовых клещей и мультиметра - полная фигня и оно недостоверно. 

Небольшое отступление:
    Каждый может ради интереса нагрузить выхода усилителя мощными резисторами 4 Ом, и подключив к клеммам усилителя, а лучше к клеммам АКБ,  через конденсатор 10-22 мкФ (лучше пленка или неполярный электролит) наушники или чувствительный динамик - можно довольно громко слушать музыку...  Если подать синус - слышно синус, подать шум - слышно шум.
Далее читаем по ссылке: 
http://halin-af.blogspot.com/2018/03/blog-post.html

 Продолжаю:
   Таким образом в питании усилителя под нагрузкой течёт не чисто постоянный ток, а течет ток в такт огибающей звука, (то есть, это сложный несинусоидальный ток с постоянной составляющей) и измерять его мультметром в режиме измерения постоянного тока, а тем более раз в 1-2 секунды - это значит, что это ничего не значит.
  А если быть еще точнее, то в потребляемом токе мощных преобразователя DC/DC всегда есть эффективная переменная составляющая и, например, согласно ГОСТ 27699-88, пункт 2.2.7. - она не должна превышать 2,5% (вот собственно для чего в усилителях на входе питания ставят дроссели).
 На самом деле, в некоторых усилителях на входе питания эффективная переменная составляющая, даже на холостом ходу, достигает 5%, а на максимальной мощности (особенно когда сигнал на выходе УМ уже начинает клиппировать) переменная составляющая достигает 10-15%,... вот почему при попытках измерения постоянного тока потребления усилителем разными приборами (амперметрами, токовыми клещами и т.д.), есть "непонятные" разбежности в измерениях, ну и понятно, что измерение падения постоянного напряжение на соединениях при этом тоже получается на разных вольтметрах разное.
  Поэтому все измерения мультиметрами при установленном переключателе для измерений постоянного напряжения или тока могут быть заниженными до 10-15%. Если уж кому хочется все таки измерить реальное падение напряжения на соединениях - то как вариант, можно использовать нагрузочные вилки для АКБ, например: Э107 УХЛ4, ВН-1, НВ-01, НВ-03 и другие подобные.

Итак, мои измерения (если измерять с медной шины, то надо добавить еще 5 мВ):
- опрессованный заводской наконечник минуса АКБ (от какой-то машины) - 20 мВ.
- с припаянным болтовым наконечником - падение напряжения в среднем 40-50 мВ.
- два припаянных болтовых наконечника, скрученные железным болтом - 60-80 мВ.
- просто кабель 35 квадратов (непропаянный) зажатый  в клемме усилителя (стандартная зажимная клемма, выпаянная с неисправного усилителя) - 60 мВ, а с одетой соединительной мягкой втулкой (гильзой) - 40 мВ.
- контакты контактора TKС101ДОД при 100 амперах - 50 мВ
- контакты контактора ТКС201ДОД при 200 амперах - 50 мВ
- предохранители.... - 100 амперный ANL в ноунейм держателе с зажатыми винтами необлуженных концов кабеля 35 мм. кв.  при 100 амперах - падение напряжения составило 0,25 вольта, на самом предохранителе 0,1 вольт, значит сопротивление предохранителя составляет 0,1/100=1 миллиом.
Для интереса посчитаем, сколько-же мощности рассеивается на предохранителе:
Р=0,1*0,1/0,001= 10 Вт. 
Это еще отличный предохранитель, бывают гораздо хуже.
На фирменных предохранителях, например от SIBA, согласно даташита на 100 амперных должно рассеиваться не более 6 Вт, на 200 амперных  - 11 Вт.

Глубоко в типы плавких предохранителей, их разновидности, особенности и т. д.  я лезть не буду, так как это должна быть вообще отдельная тема.
Найти точные данные по авто предохранителям очень трудно, но можно. 
На фирменных предохранителях  MIDIVAL® BLADE TYPE FUSE  при токах 30-125 ампер согласно даташита в среднем при номинальном токе на самих предохранителях падает напряжение 60-80 мВ.
А у предохранителей miniANL от LITTELFUSE (правда они не предназначены для автомобиля) - падение напряжения составляет 0,125 вольта. 
Посмотрим технические данные малоинерционных предохранителей типа ПМ, которые применяются в авиационной и др. серьезной технике. 
Согласно даташита падение напряжения на них составляет  при номинальном токе - у предохранителей до 15 ампер - не более 0,36 вольта, у предохранителей  25-150 ампер - не более 0,2 вольт. То есть греются они не слабо.
Обыкновенный стеклянный предохранитель 5х20 мм на 5 ампер - его сопротивление примерно равно 19 миллиом. На нем при токе 5 ампер будет падать 0,1 вольта и рассеиваться мощность 0,5 Вт, а при токе 10 ампер предохранитель перегорит за 0,1 секунду.
А вот по автозвуковым предохранителям ANL, AGU ситуация несколько раздражает и даже бесит - никто из продавцов, да и вообще в инете нет никаких точных технических данных по этим  предохранителям.. вот какой у них ток перегорания - 1,6.. или 2Iном? А может все 3Iном? А какой ток перегорания у них зимой? То есть, что нам впаривают под разными торговыми марками в красивых блистерах - непонятно.
Остается только надеяться, что они действительно соответствуют каким-то нормам и действительно перегорают при 150-250% от номинального тока, который написан на предохранителях. А вот сколько теряется напряжения на предохранителях - остается тайной.... и не дает покупателю возможность выбора лучшего предохранителя.

К чему я приводил эти примеры измерений  про предохранители и наконечники?
А к тому, что подвох именно в том, что на этих наконечниках, зажимных клеммах усилителя, держателе предохранителя, самом предохранителе и т.п., при номинальном (максимальном) токе падает напряжение от 0,3 до 0,5 вольта (а если это ноунейм и неправильно запаяно или плохо обжато/зажато - то еще больше), а  с учетом самого кабеля, выбранного по таблицам и заземлением через шасси автомобиля - падает практически 1 вольт. 
С неправильно выбранным калибром минусового кабеля от клеммы АКБ, падение напряжения может доходить в сумме до 1,5 вольт... и как показывает жизнь - даже больше. :(

Выводы делайте сами, а я, если будет время, сделаю табличку сравнения табличного, идеального и реального падения напряжения на силовой линии, чтобы было понятно где могут быть слабые места.

     Возьмем для примера самое простое построение силовой проводки - аудиосистема с одним мощным усилителем и посчитаем падения напряжений на контактных соединениях. Вряд-ли кто сразу с лета скажет какое количество контактных соединений при такой схеме. Я тоже сознаюсь, что думал их будет меньше.


Итак табличка, но в начале я перетащу сюда всем известную таблицу, которой многие пользуются для выбора сечения силового кабеля.



      Читаем, что в этой таблице приведены значения для перепада напряжений не более 0,5 вольт и  учтены перепады напряжения на контактах и длина линии заземления.... очевидно учтен перепад напряжения на предохранителе, хотя о нем тут не написано ни слова, а тем более о дистрибьюторах  и появляющихся при этом дополнительных предохранителях.
Попробуем пересчитать вариант на примере силовой линии для 200 ампер и посмотреть где еще есть подвох.
То есть, берем таблицу: 200 ампер, нулевой калибр (считаем на 53,5 мм кв.) и длина силовой линии получается 2,9 метра (и при расчетах  укорачиваем на кусочек в 10 см, переходное сопротивление которого будут учтено в переходных сопротивлениях  кабельных наконечников).
По силовому кабелю считаем  реальные  падения напряжений, остальные цифры разбрасываем по контактным соединениям, чтобы мы уложились в 0,5 вольта. Для интереса просчитаем на сколько примерно повысятся потери при нагреве кабеля до 40 градусов... получается , что падение напряжения увеличится примерно на 40-50 мВ.
Остальное, где и на что нужно обратить внимание - видно из таблицы.
Также теперь воочию видно, что при такой несложной силовой проводке получается 20 (!!!) контактных соединений (при условии, что система питается только от аккумулятора).




Интересные ссылки:
Сравнение разных табличек по выбору калибра провода.

Химия и токопроводящие пасты, смазки и стабильность соединений и всякая всячина.

Тут как-бы все ясно - химией типа KONTAKT снимаем окислы на контактирующих поверхностях, а даже самая простая токопроводящая смазка, как минимум вдвое снижает переходное контактное сопротивление, поэтому не забываем их применять.
А стабильность соединения достигается установкой под гайку каждого болта пружинящих шайб, которые применяются для медных и стальных шин при резких изменениях температуры или при наличии вибрации.
Не забываем в клеммах усилителей, дистрибьюторов, держателей предохранителей и т.п. отсверлить/отзенковать или с помощью развертки снять 0,05-0,1 мм, особенно если клеммы покрыты непонятно каким покрытием.
Также не забываем одевать на кабель в нужных местах гильзы или кабельные наконечники.
Если написано в мануале, что НЕ закрепляйте усилитель в вертикальном или перевернутом по- ложении, то естественно, так не делаем.
........ и т.д.
Интересно почитать  с точки зрения установки аудиооборудования в автомобиль  - ОСТ 37.003.034-77
http://electrik.info/kontakty.zip
ГОСТ 22483-2012 (IEC 60228:2004) Жилы токопроводящие для кабелей, проводов

Старое и новое.

Ясно, что ГОСТы,  ОСТы, таблички выбора сечения кабеля, производители автозвукового оборудования имеют в виду,  что автомобили все новые-полуновые, корпуса автомобилей металлические, крепко сварены, проклепаны, свинчены.
А если автомобиль старый-старый, ржавый-ржавый, варенный-переваренный после аварии, или ну просто собран из двух половинок, или точенная сварка просто лопается на глазах и  т.д. и т.п., то конечно ни о каком минусе по кузову и не может быть и речи. Все решается измерением напряжения, которое падает на корпусе автомобиля нагрузив силовую проводку нагрузочной вилкой  для проверки аккумуляторов 100 или 200 ампер (например Нагрузочная вилка НВ-03 и др. подобные).
Думаю все знают, что обыкновенный кислотный аккумулятор 50-75 А/ч под нагрузкой 200 ампер через пять секунд должен показывать не меньше 10,2 вольта - тогда считается, что аккумулятор заряжен на 100%, а если показывает 9 вольт, то значит АКБ заряжен только на 50%.

И еще раз про минус.

Как-то незаслуженно в теме забыт генератор и его минус (да и плюс тоже).
А минус генератора идет через двигатель и через ТО, что соединяет двигатель с кузовом автомобиля. Часто ТО находится  в плачевном состоянии.
Если почитать любой форум Басклуба или СПЛклуба, то как правило SPLщики тянут  от болта крепления генератора минус сразу к минусовой клемме АКБ.
Что из этого получается - почитайте  и поищите уже сами.





Продолжение следует.

31 комментарий:

  1. Михаил, спасибо за статью, как всегда интересно и обоснованно.
    Собственно говоря, мои мысли на тему этого вопроса полностью совпадают с этой статьёй.
    Но есть один мелкий нюанс, который хотелось бы понять. Если подключать усилитель по однопроводной схеме, если при этом минусовая клемма усилителя отвязана от корпуса усилителя через несколько пленочных конденсаторов, то имеет ли смысл изолировать корпус усилителя от шасси? Или наоборот лучше заземлить? Вопрос не с точки зрения безопасности, а с точки зрения наводок.
    Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как-бы простой и одновременно сложный вопрос. Действительно чаще всего корпус усилителя является неким экраном и входной минус (GND) подсоединен к корпусу усилителя через конденсатор, обычно номиналом 47-100 нФ. Есть варианты, что добавляется резистор 47-100 кОм. Также бывает, что одновременно GND соединяется со вторичной землей резистором 100 кОм и конденсатором 470-1000 пФ, бывает стоят два встречно включенных диода... и т.д. и т.п..
      Попадались усилители, которые без подсоединения корпуса усилителя к GND через конденсатор просто тупо фонили, и успокоить их без такой цепочки не получалось.
      А вот что будет с конкретным усилителем в конкретной машине - непредсказуемо. Ясно, что у тех, кто привинтил.. или не привинтил к корпусу машины усилитель и наводок нет, он ничего и писать и спрашивать на форумах не будет.
      А вот если в том месте, где усилитель касается корпуса проходят токи от какого-то автооборудования, то образовавшееся падение переменного напряжения (например от насоса в бензобаке) через такой конденсатор могут легко попасть на землю усилителя и далее пробраться на вход усилителя.
      В первую очередь надо читать мануал усилителя и часто бывает, что производитель очень замаскированно указывает на то, что как-бы нежелательно чтобы корпус усилителя касался шасси машины. Вот для примера выдержка из мануала на DLS A6 : В корпусе усилителя есть четыре монтажных отверстия. Если поверхность, к которой вы хотите прикрепить усилитель, недостаточно большая, вы можете закрепить его на отдельной древесно-волокнистой или аналогичной плите. Кроме того, при таком варианте установки шасси усилителя изолировано от земли.

      Ключевая именно последняя фраза. :)

      Удалить
  2. Спасибо.
    Я правильно понимаю, что не заземлять корпус усилителя всегда лучше в однопроводной схеме подключения, чем заземлять?

    ОтветитьУдалить
  3. В подавляющем большинстве случаев (какая-бы не была схема подключения) усилитель лучше не заземлять на шасси автомобиля.
    Но в отдельных случаях (с некоторыми усилителями) именно заземление корпуса усилителя на шасси автомобиля помогает избавиться от наводок.

    ОтветитьУдалить
  4. Понятно, спасибо, вопрос нужно рассматривать в каждом конкретном случае.
    А можете ли Вы назвать наиболее удачную (в большинстве типовых случаев) или наиболее популярную схему соединения трех точек усилителя: корпуса, минусовой клеммы питания и сигнальной земли?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здесь вопрос не в удачной схеме соединения, которую надо распространить и на другие усилители. Для каждого усилителя оно индивидуально и сделано так, чтобы усилитель работал и не было никаких наводок, фонов и т.д.. Изменять схему и параметры цепочек GND-корпус-вторичка, как правило, не требуется. А вот контроль целостности сигнальной земли требуется всегда, если вдруг после появились наводки... так как есть варианты, что в усилителях соединение земли входных RCA и земли вторички сделано через резисторы 22-56 Ом, и в результате неаккуратных манипуляций с минусом усилителя - часто они или перегорают, или недогорев, увеличивают свое сопротивление до нескольких килоом.

      Удалить
  5. Может быть это вопрос тянет на отдельную статью, думаю было бы очень интересно Вашей аудитории.
    Эта статья отвечает на вопросы о безопасности и силовых факторах (потери напряжения). Было бы интересно собрать все мысли на тему заземлений и их влияния на наводки и помехи.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Такие мысли в 2006 году уже были собраны Grandsire на hondamotor.ru (http://www.hondamotor.ru/board/index.php?showtopic=47388)... но там пропали рисунки.
      Копию статьи с рисунками можно прочитать здесь:
      http://pccar.ru/showthread.php?t=7026&langid=1

      Удалить
  6. Спасибо Михаил. Всегда волновал этот вопрос, считал что это лишь в целях экономии используют малый отрезок массы.

    ОтветитьУдалить
  7. Приветствую Михаил. Есть такой вопрос? стоит 2 акб - один 55 -ка под капотом , 2-й 150 в багажнике для усей. От + 50-ки идет 16 кв. на + 150-ки для его зарядки (через реле). Как правильно соединить клемму " -" аккума в багажнике? ее нужно с минусом 50-ки? или с кузовом?
    Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В инструкциях по эксплуатации, а также мануалах по переоборудованию автомобилей, жилых фургонов, неопланов, скорой помощи и т.д., там где стоят (или устанавливают) два, три АКБ - всегда указано, что минус АКБ надо соединять коротким кабелем именно с шасси.
      Ну и несколько выдержек из таких инструкций:
      Если используются дополнительные зарядные системы, сторона заземления на массу зарядного устройства тоже должна быть подсоединена к кузову. На каждую АКБ следует выделять отдельное зарядное устройство, поскольку при выключенном зажигании (и через две минуты после поворота ключа зажигания в положение «ВКЛ», если двигатель не работает) АКБ отсоединяются.
      ********
      • Параллельно подключенные аккумуляторные батареи должны быть одного типа и емкости.
      • Аккумуляторные батареи для запуска и батареи глубокого заряда-разряда следует подключать совместно только через изолятор.
      • При внешнем заряде аккумуляторных батарей следите за тем, чтобы не превысить максимальное напряжение в 14,6 В.
      ПРИМЕЧАНИЕ: Установленная аккумуляторная батарея глубокого заряда-разряда имеет те же характеристики по запуску автомобиля, что и основная свинцово-кислотная аккумуляторная батарея, используемая для запуска. Не превышайте максимальное значение потребляемого тока или номинал по непрерывному току при заведенном двигателе и при отключенном зажигании.
      Аккумуляторная батарея глубокого заряда-разряда будет обеспечивать электропитанием вспомогательные цепи и отключаться от аккумуляторной батареи для запуска автомобиля, при отключении зажигания.
      **********

      Удалить
    2. При установке дополнительных АКБ рекомендуется использовать разъединяющее реле (изолятор) или систему ручного отключения третьей аккумуляторной батареи от заводских АКБ. Целесообразно подключать третью АКБ к заводским АКБ и генератору только во время длительных поездок по шоссе или при работающем на холостом ходу двигателе. Не рекомендуется оставлять его подключенным в транспортном потоке или во время движения в городе, поскольку из-за этого функции автоматического запуска/остановки могут работать неправильно. Параллельное подключение третьей АКБ допускается, например: в автомобилях типа «жилой автофургон» / автомобилях скорой помощи.
      Благодаря этому нет необходимости постоянно держать отключенной функцию автоматического запуска/остановки и обеспечивается экономия топлива. Если пользоваться функцией автоматического запуска/остановки все же необходимо, конфигурация с третьей АКБ должна быть снабжена устройством полного отключения от заводских АКБ, чтобы обеспечить повторное включение/выключение зажигания. При выполнении этого требования, системы автоматического запуска/остановки и SRC будут опять работать нормально. Для подзарядки только третьей АКБ может понадобиться дополнительная система зарядки.
      Заряд может подаваться также и на заводские АКБ, если замкнуты все реле/выключатели, однако это делается только для аварийной зарядки.
      После того как неправильная конфигурация АКБ была изменена на соответствующую, для восстановления всех функций систем автоматического запуска/остановки и SRC потребуется некоторое время (оставить автомобиль
      с выключенным зажиганием на ночь или несколько раз включить/выключить зажигание).
      **********
      Если компания по переоборудованию автомобилей (автомобилей типа «жилой автофургон») намеревается установить свои аккумуляторные батареи для развлекательных систем, такие АКБ должны соответствовать существующей системе аккумуляторных батарей. При установке дополнительных аккумуляторов для развлекательных систем, они должны иметь тип с глубоким циклом.
      Выключатель АКБ (реле SureStart®) отсоединяет дополнительную(-ые) АКБ от пусковой АКБ при остановке двигателя. Дополнительные аккумуляторы должны отсоединяться от электрической системы базового автомобиля при помощи еще одного выключателя.
      При замене одиночной системы АКБ на сдвоенную, выключатель аккумуляторной батареи вместе с соответствующей проводкой и аппаратным обеспечением можно установить как часть дополнительного комплекта (имеется у местного дилера Ford) в блоке плавких предохранителей.
      ***********
      Для нагрузок, превышающих 60 А номинала соединительных точек для заказчика, должны устанавливаться изолирующие выключатели или разъединяющие реле. Это служит для защиты аккумуляторных батарей от разряда при выключенном зажигании. В поставку также должен входить специальный плавкий предохранитель соответствующего номинала. Повышенные нагрузки следует также заземлять непосредственно на кузов автомобиля, а не на отрицательную клемму
      аккумуляторной батареи.

      Удалить
  8. Спасибо Михаил , за объяснение. Делаю ( доделываю так: аккумы оба агм Но емкости разные (55 и 155) развязаны реле на 200А. Подкапотный акум коротким проводом 50кв соединяю с кузовом . акум в баганижке так же - это земля. Соединяю + подкапотного и + багажного через реле проводом 16кв(оно срабатывает при повышении напряжения в 13.8 и тогда зарядка идет и на багажный. на не заведенной машине его можно включить только вручную - кнопка).
    Доп. вопрос ? : уси в багажнике -как их правильно запитать сейчас + идет на разветвитель с предохранителями (на него 50 кв с него по 20кв расходятся) . А землю откуда взять на них? с шасси или с акума? расстояния маленькие 20-30см.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. АКБ в багажнике заземлен же на шасси? По правилам - с этой точки заземления и надо брать землю на усилки.

      Удалить
  9. Все понял , спасибо за развернутые ответы.

    ОтветитьУдалить
  10. "Чтобы не терять напряжение на соединениях в точке заземления около АКБ, обычно опытные инсталляторы просто зачищают оболочку кабеля на нужном расстоянии от клеммы АКБ до места где будет заземлено на шасси автомобиля, загибают зачищенный отрезок под 180 градусов и вставляют в подходящего диаметра болтовой наконечник и обжимают. Таким образом путь минусового кабеля безразрывно становится таким:
    клемма АКБ - совсем рядом заземление наконечника на шасси автомобиля - и далее кабель тянется к минусовой клемме усилителя или минусового дистрибьютора.".
    Не совсем понял, как выглядит болтовой наконечник, прикручиваемый к кузову? Если можно, дайте, пожалуйста, ссылку на изделие.
    P.S. Я не опытный и даже не начинающий )) Просто хочу сформулировать техзадание инсталлятору.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Болтовой наконечник выглядит как болтовой наконечник, но лучше применить кабельный наконечник... если, конечно, есть чем опрессовывать. Кабельный наконечник тоже выглядит как кабельный наконечник. http://www.tochkagps.com.ua/монтаж-кабельных-наконечников/

      Удалить
  11. Спасибо.
    Поглядел на появившуюся в статье новую картинку и теперь понял, что кабель не разрывается на части, а находится в сложенном состоянии внутри наконечника. По сути получается, что используемый наконечник выполняет роль не оконечного монтажного элемента, а является крепежно-прижимной деталью, позволяющей одновременно и опрессовать и закрепить кабель на кузове без нарушения его целостности. Извините за просторечивые термины ))
    До этого никак не мог сообразить, как путь кабеля от АКБ до дистрибьютера может быть "БЕЗРАЗРЫВНЫМ", если "по среди дороги" для его заземления на кузов используется кабельный НАКОНЕЧНИК.

    ОтветитьУдалить
  12. Рязаньприбор x1 - инструкция гласит о прямом подключении к минусу АКБ. http://rznprb.com/docs/instruction_X1_1(31.01.2014).pdf
    Корпус из анодированного алюминия.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за информацию. По минусу все детально расписано и действительно усилитель можно подсоединять к клемме АКБ напрямую.
      P.S. Эх.. хоть бы одним глазком глянуть на тип разделительного конденсатора, в качестве которого в усилителе использовали проходной пленочный конденсатор.

      Удалить
    2. Добрый день, Михаил. Наткнулся на статью, почитал с удовольствием, как всегда много нового открыл на казалось бы пустом месте)

      По поводу взглянуть на конденсатор, заинтересовался что сейчас производят, вот смотрю тут на фото может быть есть интересующее http://shop.rznprb.com/image/cache/data/X1/um_top-500x500.jpg с сайта производителя http://shop.rznprb.com/index.php?route=product/product&product_id=52.

      Удалить
    3. Спасибо на добром слове. :)
      А насчет конденсатора - это просто при прочтении инструкции резануло слух, так как тяжело представить себе размеры проходного конденсатора номиналом 4,7 мкФ. Самый большой номинал, который я видел из проходных конденсаторов - это 0,1 мкФ, да и назначение проходных конденсаторов совсем другое....
      Я тоже не ангел и иногда сленг или некорректные формулировки проскакивают, но не до такой уж степени, чтобы попутать разделительный и проходной конденсатор.

      Удалить
  13. Приветствую, ради эксперимента взял 80-ю наждачку для ручной леточной шлифмашинки (уже поработавшую, чтобы сильно не теряла аброзив) и из медной балванки нашлифовал медног порошка, добавил в него литол 24, до состояния гутой смазки. В принципе вполне себе не плохо намазывается. Такой самопал можно считать токопроводящим и использовать на клемах, наконечниках и в самих наконечниках при обжиме в них кабеля?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Привет!
      Тут не как намазывается надо смотреть. Навскидку- в токопроводящих смазках меди должно быть 25-30 %, на литол остается 35-45%, ну чтобы такая смазка не комковалась, не растекалась, всегда была густой и сама не окислялась и т.д. есть еще добавки в сумме 15-20% - бензотриазол, диоксид кремния, дисульфид молибдена и т.п.
      Есть варианты 15-25% медного порошка, 30-40% графита и остальное литол с добавками...
      А вся суть в добавках... ну примерно как с автомаслом - основа-то примерно одна, а вот из-за присадок, цена масла может достигать разницы в 6-10 раз между дешевым и дорогим маслом.

      Удалить
  14. Спасибо, суть ясна.
    Кстати, за данную статью отдельное Спасибо, уже сколько лет форумы Магнитолы и Блюза изучаю, думал уже все знаю и правильно делаю, а тут все в одной статье очень кратко и доходчиво изложено. Разобрался с вашей помощью в вопросе, теперь разобрал всю систему и переделываю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. К сожалению, это далеко не все проблемы, связанные с питанием аудиоаппаратуры в автомобиле. Есть еще куча нюансов... если мне ничего не помешает, то в конце следующей недели допишу и опубликую еще одну тему про питание.

      Удалить
    2. Вот теперь даже не знаю, толи доделывать, толи подождать статью, а то всплывут новые подробности, и переделывать придется.
      У меня минус был протянут от аккума, тоже начитался на вышеупомянутых форумах "знатаков" и был уверен, что делаю самым правильным способом.

      Удалить
  15. Михаил, в статье вы обратили внимание на:
    "... а даже самая простая токопроводящая смазка, как минимум вдвое снижает переходное контактное сопротивление, поэтому не забываем их применять."
    Можете дать пару простых советов на этот счет?
    Вот такая "медная паста" даст эффект в два раза?
    https://www.chipdip.ru/product1/8554608111

    Вот например я ставлю зачищенную медную клемму на зачищенный кузов через латунный болтик М6, используя простую защитную силиконовую смазку, и получаю 45мкОм переходное сопротивление. Медная смазка способна это сопротивление снизить в 2 раза?

    Медные пасты рекомендуется применять и для болтовых соединений и для холодного прессования наконечников?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В общем сам отвечаю на свой же вопрос.
      Сделал сравнительный эксперимент. Взял пластину стальную окрашенную размерами 40*80*1.5мм. По каждой из сторон 40мм просверлил по отверстию 6мм. Зачистил от краски одну сторону пластины вокруг каждого отверстия.
      Взял пару медных клемм с покрытием под болт 6мм и провод 16мм.
      Прикрутил их к пластине стальными оцинкованными болтиками с одинаковым моментом затяжки.
      Одну клемму посадил на густую силиконовую смазку (как делаю всегда), вторую на медную пасту.
      Измерил переходное сопротивление.
      Для обоих клемм оно оказалось одинаковым - 30мкОм.

      Удалить
    2. Если правильно измерять - то надо пропустить через такое соединение хотя-бы номинальный ток, измерить какое падает напряжение на соединение и уже по закону Ома посчитать какое получилось переходное сопротивление.

      Удалить